Свадебный портал Molodozhenu.ru: логотип

Свадьба восточных славян

Предсвадебные обряды начинались в ноябре, когда играми и гаданием отмечали дни св. Екатерины и Андрея. Девушки и парни собирались на совместные гуляния, где в процессе шуточных перебранок, веселых игр, танцев происходил сговор молодых пар. Приглядывались друг к другу также на посиделках или вечорницах. После чего парни засылали сватов, и начиналась пора свадеб.
Свадьбы играли преимущественно осенью: после Покрова ( 1 октября) и до Филиппова заговенья ( 14 ноября) или зимой ( после Крещения и до Масленицы).
Корни обрядов уходят в языческие времена умыкания и покупки невесты. После принятия христианства стало сказываться влияние византийских обрядов. Кроме невесты, жениха и их родителей обязательными участниками свадьбы были крестные отец и мать жениха и невесты, исполнявшие роль сватов и свах; дружки девушки - подруги невесты. Свадебный поезд жениха возглавлял тысяцкий, в помощь которому назначался старший боярин, у украинцев - второй староста, несущий свадебную свечу или свадебную саблю. Заранее определялись каравайницы, приготавливающие свадебный хлеб, виночерпии. Свадебное застолье составляли родственники с обеих сторон, которые одаривали молодых и их родителей, пели им величальные песни.
Свадьба могла продолжаться от двух до семи, а то и десяти дней, в зависимости от материальных возможностей сторон. В бедных семьях часто практиковались свадьбы "убегом", когда молодые тайно венчались, а через некоторое время их благословляли родители - такие отношения фиксировались узким семейным кругом, без пышного празднества.
Главные участники свадьбы выделялись специальной одеждой либо ритуальным украшением обычной праздничной одежды. Большую роль в этом играли полотенца, рушники, платки, хустки, ленты, цветы. Общим для всех свадебных обрядов было украшение жилища внутри, а иногда и снаружи, полотенцами, кружевами, рушниками.
Невеста в дни, предшествующие свадьбе, и на самой свадьбе несколько раз меняла наряд ( одежду и головной убор), прическу, что символизировало изменение ее социального статуса. Если перед свадьбой невеста называлась просто невестой, сговоренкой, зарученной, то на свадьбе ее именовали княгиней, а затем молодой, молодухой. Переход из княгинь в молодухи сопровождался специальным обрядом окручивания. Он заключался в публичной смене головного убора и прически - у русских лента заменялась платком, украинской девушке надевали очипок, белоруска "папервый вянок" должна была заменить чепцом или намиткой. Волосы у всех делили надвое пробором или заплетали две косы в знак почитания двух родов. Жених последовательно именовался женихом, князем, молодым. Он не менял ни одежды, ни убора, но полотенце или букетик на головном уборе ( на груди) выделяли его среди других участников свадьбы.
У всех восточнославянских народов было принято готовить приданое. Основную часть приданого невеста готовила себе заранее, начиная с 10-12 лет. Это были сорочки ( у украинцев от 30 до 80 штук), юбки, сарафаны, полотенца, рушники, постельное убранство ( подзоры, простыни, наволочки), занавески, салфетки и прочие принадлежности, вытканные, вышитые, связанные своими руками. Родители добавляли к нестиному приданому ( которое чаще собиралось в сундук, скрыню) мебель, орудия труда, живопись.
Сваха приходила в дом невесты и сразу же грела руки у печи ( даже если печь не топилась), чтобы "дело выгорело", - это верный признак того, с какой целью пришла гостья. Она приносила хлеб, соль, вручала это родителям девушки и начинала расхваливать жениха. Потом, если родители принимали хлеб-соль, невеста должна была себя показать, угостить гостью и одарить ее подарком. Затем заходили жених и его дружки ( называли их по-украински "старосты"). Совершались "первые запоины". На стол выставляли вино, водку, различные угощения, невесту "пропивали".
Бывало и так, что родители девушки не соглашались на брак. Тогда сваха пытала счастье во второй раз. Если и тогда получали отказ, жених решался выкрасть невесту ( при ее согласии). У невесты был приготовлен узелок с вещами, жених приезжал на санях ( если дело было зимой), укутывал ее в овчинный тулуп и увозил в укромное место. По южнорусскому обычаю, если дочь сбежала из дома с возлюбленным и они не были пойманы до следующего вечера, родители были вынуждены согласиться на их брак ( так как девушка считалась "опозоренной").
Если родители были согласны, то продолжалась подготовка к свадьбе. За два-три дня до свадьбы в доме невесты пекли "шишки" - сдобное печенье, напоминающее по форме сосновую шишку. Затем невеста ходила с подругами по селу и вручала "шишки" приглашаемым на свадьбу гостям. Когда наступал день свадьбы, невесту одевали в самый лучший наряд и плели одну косу, убирая волосы лентами, цветами, бусами. Жених в это время собирался ехать за невестой; его сопровождала дружина из парней-односельчан, которую возглавлял старший боярин. Родители благословляли жениха иконой Христа Спасителя, а чаще - Николая Угодника. Телеги, подводы - так называемый свадебный поезд - обсыпали перед дорогой хмелем, деньгами, орехами. По дороге к дому невесты поезд обязательно останавливали: перекрывали путь веревкой, лентами, бревном. Достаточно было положить на дорогу шапку или горсть соломы, чтобы остановить процессию. Поезжане должны были заплатить выкуп - деньгами и водкой. Перед домом невесты ворота оказывались тоже закрытыми, и начинались переговоры с матерью невесты за право въехать во двор. Мать выходила за ворота в вывернутом наизнанку тулупе и подавала жениху поднос с четырмя рюмками водки: одну из них он выпивал, а три выливал через правое плечо, через левое, и под ноги. В это время две свахи (со стороны жениха и невесты), каждая с хлебом и зажженной свечой в руках, склеивали свои свечи в знак объединения очагов двух родов.
Затем следовал выкуп косы: жених с дружиной выкупал косу невесты у ее младшего брата или сестры. Сваха брала ножницы, перевязанные красной лентой, отрезала у невесты прядь волос и клала на деревянный поднос, который вручался жениху. Невесту в родительском доме благословляли путь, посыпая его свяченым ( на Маковей) маком.
После традиционного венчания в церкви свадебный поезд направлялся к дому жениха. Там уже ждали родители с иконами (обычно Иисуса Христа и Богородицы) для благословения. Перед молодыми расстилали шубу, как символ пожелания богатства, под которую прятали деньги, а поверх покрывали рушником. Молодые становились на колени и получали родительское благословение. Затем новобрачные входили в дом и садились за стол в красном углу - "под образа".
Обязательный атрибут свадебного стола - каравай - выпекался в виде чаши, в середину которой вкладывали две ложки, связанные красной лентой. Эти ложки связанными молодые должны были хранить целый год.
 

©2011-2016, Molodozhenu.ru. Мы работаем индивидуально для каждого — профессионально для всех.
Стиль, оформление, дизайн и содержание являются объектами авторского права и охраняются законом. Перепечатка и иное их использование без письменного разрешения не допускаются и ведут за собой ответственность. Знак для товаров и услуг «Molodozhenu.ru» является зарегистрированной торговой маркой и принадлежит проекту.
Перейти на мобильную версию
Россия, г. Липецк
ООО "Форвард"
Тел.: (4742) 34-38-80
(4742) 34-10-33
e-mail: molodozhenu48@mail.ru
Яндекс.Метрика