Свадебный портал Molodozhenu.ru: логотип

Русские свадебные традиции



В старые времена женились в России рано - в возрасте 12 - 13 лет. Такого понятия, как "старый холостяк", не существовало. Препятствиями к браку могли служить или тяжелая болезнь, физическое уродство, или обет уйти в монастырь.

Свобода выбора в то время практически отсутствовала. Браки "самокруткой", "убегом" до XX в. были крайне редки. Выбор своей второй половины был возможен только для людей зрелого возраста, как правило, вступавших в повторный брак (для вдовцов и вдов). Подбор пары для сына или дочери осуществлялся родителями исходя из сословных или имущественных интересов; о чувствах жениха и невесты речи не было. И чаще всего брак по принципу "стерпится - слюбится" оказывался удачным. Свершались браки и по воле высочайших особ - например, царей и цариц (вспомните произведение А. С. Пушкина "Арап Петра Великого").

Пышный русский праздник с ритуальными игрищами

По форме проведения свадьба напоминала настоящее театрализованное представление. Повсеместно в России крестьяне старались приурочить свадьбы к сельским храмовым праздникам, соединяя все торжества в единое целое. Свадьба была пышным и удивительным праздником, воплотившим в себя все самое лучшее из праздничных гуляний русского народа.
Основу русской свадьбы составляли разнообразные ритуальные игры: "Сватовство", "Смотрины", "Сговор", "Предсвадебная неделя", "Девичник", "Сборы свадебного поезда", "Встреча" (поезжан), "Венчание", "Княжеский стол"; на второй день в доме жениха - "Испытание молодой", на третий - "Отводины".

Свадебные приметы на Руси

Существовали и многочисленные свадебные приметы. Их происхождение трудно объяснить, но люди в них верили. У жителей села Ильково Мценского уезда бытовали такие поверья:

- кто на кошку наступит или дверью громко хлопнет - жениться захотел;

- у кого пальцы длинные - невеста маленькая будет;

- нельзя сор с ноги сметать - свекровь лихая будет;

- ситники (булочки) в печке считать нельзя - жених лысый будет;

- когда ешь, ложку нужно облизывать, а то жених или невеста будут рябые;

- нельзя девушкам и парням пенки есть - свадьба негожая будет.

Свадебные чины

Свадебные обряды на Руси отображали вступление жениха и невесты в новую жизнь. Они были подобны возведению старинных князей в достоинство их власти, а потому жених именовался князем, а невеста - княгиней. Отсюда и свадебные чины:

- старший - тысяцкий (распорядитель всей свадьбы);

- большой и меньший бояре, дружка, подружье и дворецкие;

- все гости - поезжане (к ним относится и крестный, он же посаженный отец жениха; он же распорядитель поезда, который меняет кольца четы, платит за свадьбу и привозит домой молодых);

- сидячие бояре и боярыни, свадебные дети.

Сватовство невесты

Сватов обычно величали купцами и боярами из далеких заморских стран (просто по имени обращаться было не принято). "Сустреть" сватов нужно было должным образом. Если у порога встречали, о свадьбе и речи быть не могло. А вот за столом да за угощением все вопросы решались: и "приданое ладилось", и "дела долаживались", и "сговор шел".

Невестина забота - приданое

Предметом особой заботы в крестьянских семьях являлось приданое дочери. "В хорошей семье без должного приданого молодайку со свету сживут", - считали жители орловских деревень. Расходы на подготовку приданого наносили огромный ущерб хозяйству. В этот период во многих семьях яйца на целый год исчезали со стола: "На Велик день разговляемся только".
Чем ближе было свадебное торжество, тем насыщеннее становились дни невесты. Баня со своими ритуалами и обрядами сменялась прощанием с родственниками, а затем и девичником - расставанием с подругами и девичьей волей.

Предсвадебные ритуалы

Кульминационный момент наступал в день свадьбы. В доме невесты совершались обряды: "Бужение невесты", "Сон невесты" (по снам разгадывалась жизнь в замужестве), "Одевание невесты" и "Расплетение косы". Утро свадебного дня было наполнено хлопотами по сбору свадебного поезда, которыми руководил дружка. Дружкой выбирали человека, хорошо знающего свои обязанности. На его плечи ложились и "Выкуп невесты", и "Откуп места для князя", и ведение свадебного обряда.
Любое действие сопровождалось лирическими, величальными, корильными и игровыми песнями.
Перед поездкой в церковь жениха и невесту усаживали на мех, свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем осыпали хмелем или зернами, смешанными с деньгами, потом богоявленской свечой зажигали брачные свечи. В церковь отвозили посуду с хлебным вином, которое священник трижды давал испить жениху и невесте. На третий раз жених бросал посуду на пол и топтал ее ногами. Брачные свечи слепляли и ставили у изголовья постели новобрачных в кадку с пшеницей, где они должны были оставаться целый год.

Обряд венчания

В церковь жених и невеста ехали порознь в свадебных повозках, украшенных цветами и лентами, под звон колокольчиков и бубенцов.
Торжественность обряда венчания зависела от материального благосостояния вступающих в брак. По богатству венчающихся определялись состав священнослужителей и хора, количество свечей и т.д. После венчания молодые садились в одну повозку и в сопровождении свадебного поезда отправлялись в дом жениха.

Свадебный пир в отчем доме жениха

Родители жениха приветствовали новобрачных хлебом и солью, осыпали их хмелем, овсом, рожью, приговаривая:
Сколько на болоте кочек, столько вам дочек.
Сколько в лесу пеньков, столько вам сынков.

Свадебный пир длился 3 - 4 дня.

Свадебный каравай. Кто будет гавным выбирай!

Каравай - традиционный атрибут свадебного торжества на Руси. И это не случайно: труд на земле всегда являлся основой жизни, хлеб был щедрым даром матушки-земли, символом плодородия и богатства. Важная роль каравая на свадьбе подтверждается тем, что в некоторых местностях словом "каравай" называли саму свадьбу. Когда хотели сказать, что кого-то еще рано женить, использовали поговорку "Его каравай еще не упекся".
Какая бы ни была свадьба, богатая или бедная, главным ее "участником" являлся большой каравай. Круглая его форма олицетворяет Солнце. В старинной легенде каравай предстает символом языческого бога - Солнца, который сходит на землю, чтобы "взять под свою ласку" красну девицу и добра молодца, начинающих долгую, трудную и прекрасную совместную жизнь.
Считается, что тот из молодых, кто откусит самый большой кусок свадебного каравая, будет хозяином в доме. Каравай украшали цветами, колосьями ржи, пшеницы и веточками калины. Ветками с гроздьями ягод калины традиционно украшали комнату, в которой готовили каравай. Калина в свадебном обряде - не просто украшение. Это древнейший символ любви, олицетворение чувства, прочно соединившего молодых.
Накануне свадебного пира выпекали каравайчики - небольшие булочки, которые свахи развозили приглашенным на свадьбу.
Свадьба начиналась с приготовления каравая. Каравайницы (их, как правило, было три, пять или семь) растворяли, "расчиняли", месили и пекли свадебные хлеба. Все это сопровождалось обрядами и каравайными песнями. Возглавляла выпечку старшая каравайница. Ею могла быть только такая женщина, которая живет с мужем в любви и согласии и имеет добрых детей (считалось, что семейное счастье каравайницы через хлеб передается молодым). На свадебном пиру приговаривали:
"Мой каравай в печь - перепелкой, из печи - коростелкой!" (т.е. увеличивается в размерах)

Свадебный чин того, кто несет каравай, - каравайник. Чем больше каравай, тем счастливее и зажиточнее будет жизнь молодой семьи. Поэтому каравайницы, опытные хозяйки, старались выпечь не только вкусный и красивый каравай, но и большой - на удивление всем. В некоторых местах принято было выпекать свадебный хлеб величиной во весь стол. Каравайницы пели:

"Ты пекись-дерись, каравай, толще печки кирпичной, выше столбика дубового".

Каравай, действительно, часто упекался до огромных размеров. Чтобы его вынуть, приходилось даже выламывать из устья печи ряд другой кирпичей.

Княжеские и царские свадебные караваи

Если на обычной сельской свадьбе выпекали такого "здоровяка", то можно представить размеры караваев, которые пекли на княжеских и царских свадьбах. Здесь каравай доставляли к свадебному столу четыре каравайника на специальных носилках, обитых алым бархатом. В XVI - XVII вв. на царских свадьбах существовал обряд дарения каравая. Некоторые свадебные песни были неотъемлемой частью обрядов. Свадебный обряд, где полностью не были пропеты традиционные песни, не мог считаться состоявшимся, как и обряд без коллективного гуляния.

Первая брачная ночь

Помещение (сенник), где должны были спать новобрачные, специально подготавливали: по стенам ставили иконы, в каждый угол втыкали стрелы, на них вешали шкуру соболя или куницы, на лавках ставили по сосуду с медом, а брачную постель устраивали на двадцати одном снопе. После подачи последнего блюда (жаркого) дружка относил его и калач в сенник к постели молодых. Перед входом посаженный отец давал новобрачной советы, как жить в супружестве, а у постели жена тысяцкого, одетая в две шубы (одна навыворот), осыпала молодых деньгами и хмелем, кормила их на постели. До этого жених и невеста воздерживались от питья и еды.

Первый день супругов в браке

Утром участники свадьбы приходили к молодым, быстрым движением поднимали одеяло, проверяя непорочность новобрачной до замужества. После этого свахи вели молодых в баню, куда теща посылала затю платье, а затем кормила его кашей. Во время этой церемонии молодой муж должен был держать свою супругу за руку, иначе им предрекалось несогласие в супружестве.
 

©2011-2016, Molodozhenu.ru. Мы работаем индивидуально для каждого — профессионально для всех.
Стиль, оформление, дизайн и содержание являются объектами авторского права и охраняются законом. Перепечатка и иное их использование без письменного разрешения не допускаются и ведут за собой ответственность. Знак для товаров и услуг «Molodozhenu.ru» является зарегистрированной торговой маркой и принадлежит проекту.
Перейти на мобильную версию
Россия, г. Липецк
ООО "Форвард"
Тел.: (4742) 34-38-80
(4742) 34-10-33
e-mail: molodozhenu48@mail.ru
Яндекс.Метрика